Экспозиция «Брама — портал в прошлое» рассказывает об особенностях белорусских брам — значимого элемента материальной культуры и обрядности в традициях восточных и западных славян. Слово "брама" (brama), которое, возможно, происходит из общеславянского глагола "бороться", т.е. "Преодолевать нечто". Это также указывает на форму ворот как особого защитного сооружения, которое должно преодолеваться. Ворота будто формирует ритм движения пешехода или возницы: движение - прекращение, остановка - движение. Паводле функционального назначения ворот делятся на две группы: утилитарно - организация проходов в ограде; защита, охрана, контроль (в том числе сбор пошлины); установление систем изоляции (ворота, калитку и т.д.). Образно-символическое - объект и пространство обряда перехода, молитвы, заговоры; средство обозначения собственности, создания особого настроения, презентации. Функциональное использование ворота не локализуется с тем или иным их типологическом видом. Оно может быть смешанным: некоторые городские ворота имели как функцию охраны (даже караульные помещения), так и сакральную (часовня в воротах, изображения святого). Архитектура ворот в своем историческом развитии также менялась : от замковых въездных башен (Лида , Крево , Мир) к парадно - торжественных городских ворот ( Слуцкая брама в Несвиже ) . Можно сказать , что происходила постепенная эволюция от прямых утилитарных назначений и функций до символических . Но всегда существовал основной генетический смысл этой архитектурной постройки - быть организованным барьером между средой различного семантического назначения , поэтому сохранилась архитектурно- эстетическая задача - подготовить человека к переходу в другую пространственную ситуацию по коммуникационным коридорам. Композиционно ворота может включаться в архитектурный ансамбль с основным зданием ( дворец , усадьба , храм ) , но это не общее правило . Тем не менее важным является именно расположение ворот в материально- коммуникационной и визуально - коммуникационной связке с основным зданием дворца , храма или усадьбы . Подходы к воротам и ее позиция относительно главного здания часто специально спланированы , чтобы открыть архитектуру сразу , как только мы проходим через нее. Что же касается стилистической и композиционной связи с ограждением , то она могла существовать и не быть. В некоторых случаях ворота создавалась вообще как самостоятельная постройка , подчеркивая свое композиционное назначение. Исторический генезис организации входов и въездов на Беларуси сформировал устойчивый тип архитектурно-конструкционного и одновременно образно-символического феномена - брам. Безусловно, происхождение этого типа построения связана с архитектурой входа в жилище - первообраза многих других типов сооружений. Следующий шаг эволюции архитектурного воплощения входа происходит тогда, когда "личное пространство" человека расширяется и возникает другой тип граничного барьера - ограждение. Возможно, сначала это была ограда вокруг собственных дворов, но вскоре появляются ограждения вокруг древнеславянских коллективных поселений - городищ. О распространении этого типа поселений свидетельствуют, например, древнескандинавского саги, в которых, если говорится о путешествиях по пути "из варяг в греки", территория Древней Руси называлось Гардарыки - от слова garda (ограда), т.е. страна огражденных поселений. Входы в древнее жилье, дворы и поселения можно назвать архетипом, на основе которого возник и постепенно проявился типологический ряд вратарской построений. Таким образом, можно констатировать, что ворота - это архитектурная форма специально воплощенного входа в огражденную или символически определенное пространство, что контролируется человеком или обществом. Структурно ворота включает в себя пространство самого коммуникационного коридора, ограниченное материальными средствами с боков и сверху. Интересна этимология слова "
 
Ворота, которые вели к усадьбам , что располагались в глубине парков, создавались таким образом , чтобы сделать их частью паркового ансамбля . При входах организовывались открытые площадки ( курданёры ) или аллеи деревьев с вертикальными кронами. Особенность архитектуры ворот заключается и в том , что предельная природа позволяет присоединять их к различным типам среды - паркового, городского, крестьянского , открытого , закрытого и т.д. Архитектурная стилистика ворот соответствует определенным этапом развития белорусского архитектуры : замковая готика , ренессанс , барокко , классицизм , историзм , модерн. Однако общей тенденцией является взаимосвязь и сочетание стилей. Традиционно делается архитектурный акцент на боковые элементы ворот: столбы, колонны, пилоны и т.д. Это, с одной стороны, вызывается строительными требованиями - закреплением на боковых конструкциях полотен ворот, с другой - это часть самого символического назначения ворот. Боковые акценты создают общий образ " стражей " входа . Поэтому столбы очень четко рустовались , на них " насаживались " шары или шпили. Нередки примеры использования скульптурных изображений львов, также " охраняли " входы. Симуляция защиты приводило к тому, что ворота решались в виде псевдозамкавых башен - пилонов. Это одновременно соответствовала идеям романтизма в архитектуре парков, где находились усадебные дома.
Дворцовые ворота часто включали в свою композицию геральдику владельцев в виде картуша, что запирали арки входов , или изящных кованых деталей , которыми украшались храмовые и кладбищенские типы ворот). Следует отметить , что арки - наиболее устойчивая форма ,в которой организовывались входы. Само слово " арка " на санскрите означает "нечто лучистое ", и это прекрасно подчеркивает первозданный символический смысл входа. В языческие времена вход имел еще одно предназначение - встречи с солнцем , солнечным божеством . Возможно , первыми прототипами арок были мегалитические постройки - дольмены , вокруг которых проводились обряды встреч с солнышком . Нередко ворот решались ярусная , особенно в храмовой архитектуре (подходы к церкви, костела, монастыря). При этом второй ярус использовался как колокольня , в нем могла располагаться религиозная символика : икона , скульптура. Это также напоминало о необходимости творить молитву в существующей граничной зоне, подготовиться к контакту с сакральной зоной храма. Волшебно выглядят небольшие фонарики (бельведэрчыки) над калитками перед деревенскими храмами или кладбищем. Этот тип крестьянских ворот особенно интересен , потому что здесь создавались настоящие произведения искусства. Их архитектура иногда абсолютно индивидуальна и своеобразна. Архитектурная форма при этом не соответствует строго тому или иному архитектурному канону, она каждый раз неповторима , что говорит о вкусе местных мастеров.
|